Оглавление
Гурзуфский парк, включающий в себя территорию Гурзуфского санатория и санатория «Пушкино», признан памятником садово-паркового искусства. Для Гурзуфа это ключевой объект архитектурного и культурно-исторического наследия, роскошное место для прогулок. Но только для отдыхающих в названных санаториев и экскурсантов.
Сложно даже представить, сколь богатую историю готов поведать он каждому, кто удосужится, пройдя к центру Пушкинской набережной, купить экскурсионный билет и войти в калитку массивных ворот старинного парка…
Гурзуфский парк: здесь был Пушкин
История гласит, что парк был основан в 1803 году по приказу генерал-губернатора Новороссии Армана Ришелье. Именитый француз, потомок кардинала Ришелье – недруга знаменитых мушкетеров, сделал карьеру в России и правил на ее южных территориях в начале 19 века.
Парк, задуманный в пейзажном стиле, призван был стать частью его крымской резиденции в Юрзуфе (прежнее имя Гурзуфа) и окружать роскошный особняк Ришелье. Сам генерал-губернатор бывал здесь нечасто, особняк даже сдавали в аренду богатым господам, и те наслаждались красотами с открытых террас словно парящего над морем и красотами мест здания.
В 1820-м здание покупает семья Раевских и приглашает погостить своего друга – юного поэта Пушкина, находящегося в то время в южной ссылке. Ему выделяют мезонин, и он, вдохновленный красотами Южного Крыма, плодотворно работает.
В гурзуфских рукописях Пушкина появляются наброски «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана», колыбелью «Евгения Онегина» Гурзуф назовет сам поэт в своих письмах. Здесь, по одной из версий, Пушкину пришло видение сказочного Лукоморья, и в устье реки Авунды, сбегающей с гор к морю посреди парка, он узрел тот самый «Дуб зеленый». Красивую версию подтверждает и растущий в месте прогулок поэта дуб, действительно старинный, на ветвях которого прилажена русалка, а на цепи – ученый кот.
Правда, Авунде после мощного потопа в середине прошлого века, пытаясь ее усмирить, сменили русло. А вот оливковая роща – любимица Пушкина – еще жива, и упомянутый им в письме Дельвигу друг — кипарис, посаженный в 1808 году, тоже жив.
В самом особняке расположен музей Пушкина с артефактами того периода жизни поэта, а неподалеку установлен памятник поэту, отличающийся от множества других памятников и стел Пушкина тем, что здесь он запечатлен в том самом юном, «гурзуфском» возрасте.
Вообще же Гурзуфский парк прослыл источником для творчества многих ярких имен, побывавших в Гурзуфе — писателей Горького, Чехова, Маяковского, художников Шишкина, Васнецова, Айвазовского, Коровина… Каждому из них воздвигнут барельеф на отдельной аллее парка.
Эпоха Петра Губонина
Нельзя не проникнуться интересом к жизни и деятельности великого русского промышленника и мецената Петра Ионовича Губонина, имя которого многие узнают лишь во время посещения Гурзуфского парка. А ведь это человек, заслуживший благодарность потомков своими поистине великими делами во благо Отечества!
Пересказать, даже вкратце, все замыслы Губонина и их воплощения – история долгая. Но важно сказать о том, что именно ему довелось стать первым в деле создания самого передового — по меркам конца 19 века -курортного кластера на Крымском побережье, да и в России в целом.
Имение Ришелье несколько раз продается известным в России фамилиям, наконец его владельцами становятся барон Врангель и генерал Краснокутский.
Приобретя у них эту землю в 1881 году, Губонин превращает обветшалое имение в первоклассный курорт, который немедленно вызывает ажиотаж у взыскательных господ и задает, несмотря на изначальные планы «народного» курорта, почти немыслимую ценовую планку: апартаменты из 4 комнат, к примеру, в сезон стоили до 10 рублей в сутки. Впрочем, ежегодно на курорте отдыхало несколько сотен крестьян, на полном пансионе самого мецената.
Губонин сам из крепостных крестьян. Упорство, живой ум и невероятная работоспособность позволили ему выкупить себе вольную и сделали в будущем богатейшим человеком империи.
Начинал свое дело Губонин с тески камней, подрядов на каменных работах. В 60-е годы начинает развиваться путейное строительство, и туда направляет свой взор будущий меценат. Солидную прибыль приносят ему подряды на строительстве железных дорог, в частности, Московско-Рязанской и Московско-Севастопольской. Он получает и капитал, и признание, и дворянский чин. Солидную часть средств направляет на благотворительные дела, поддержку крестьянства.
Его проект Гурзуфского курорта едва ли не затмевает знаменитую Ялту: архитектор Платон Теребенев создает здесь гостиничный ансамбль, в котором нет ни одного похожего здания, при этом каждое имеет самобытный облик и стиль. По счастью, архитектура сохранена до наших дней, и сегодня можно увидеть яркие фасады в европейском и восточном стилях, резные террасы и балконы удивительной красоты.
Одно из зданий (и поныне к услугам отдыхающих) имеет с каждой стороны отличную архитектуру. Западный фасад лаконичен и строг, с восточной стороны мы видим дом английского лорда. Еще один фасад — словно замок немецкого феодала, с юга дом представлен в римском стиле.
В нем традиционно размещаются на отдых космонавты, начиная с Гагарина. Корпус и носит его имя.
За несколько лет усилиями Губонина среди парка и фонтанов появились всесезонные гостиницы, технически оснащенные, с роскошными меблированными номерами, ванными морской и пресной воды, телефонами и отоплением. Заработали магазины, ресторан, библиотека, электростанция, православный храм и аптека. В ней местному населению лекарства отпускали со скидкой.
Ресторан сегодня работает для персонала парка и санатория. А в былые времена в его большом зале устраивались танцы под духовой оркестр, блистала яркая иллюминация, а столы вдоль длинной летней галереи ломились от обилия изысков: зернистой икры из Керчи, черноморских устриц, белуги, осетра, фруктов и овощей собственного сада и выпечки из московских булочных.
Заботился Губонин и о парке, продолжая обустраивать его аллеи и привозя новые экземпляры редких растений, продолжая заложенные со времен Ришелье традиции.
Фонтаны Гурзуфского парка
Фонтаны и статуи, приобретенные Пером Губониным для парка, поистине неповторимы.
Самый известный фонтан – «Богиня ночи»известного скульптора Бергера. Его Петр Ионович на венской выставке и сразу пожелал приобрести. Однако фонтан уже был продан, но по заказу Губонина была изготовлена его шедевральная копия, уступающая оригиналу лишь в размерах. Сегодня венский оригинал утрачен, а копия «Богини ночи» по-прежнему украшает Гурзуфский парк.
Эта сюжетная композиция олицетворяет Нюкту, парящую над Землей в сопровождении юных богов Эрота и Морфея. Здесь же – Атланты и Кариатиды, держащие небесный свод, и рыбы исторгающие потоки воды на факел Жизни в руках Богини Ночи. Но водные струи бессильны пред великой силой пламени, что являет философский смысл красивейшей композиции – главного, пожалуй, украшения парка.
Второй по значимости из семи фонтанов парка – «Рахиль». Он представляет из себя высокую колонну, венчает которую изящно склоненная женская фигура с кувшином в руках, из которого нежно струится чистое серебро воды.
Сюжет фонтана повествует о библейской красавице Рахиль – матери Иосифа. Она представлена как идеал женской красоты, чистоты тела и духа.
«Купальщица» — фонтан, созданный как великолепная копия работы Рембранта «Сусанна, застигнутая старцем», столь же чарующая и изящная.
Прогуливаясь по парку, непременно захочется рассмотреть иные фонтанные и скульптурные композиции, такие, например, как «Первая любовь».
В оригинале изваяние включало мальчика и девочку, но в эпоху соцреализма по требованию морали образы заменили фигурами юноши и девушки, сохранив при этом художественную ценность произведения.
Интересна судьба малых львов, восседающих по обе стороны парковой лестницы. Эти творения итальянского скульптора Банини были предназначены для украшения садовой аллеи в Воронцовском дворце, но граф Воронцов не оценил их, и оставив для себя большие фигуры львов, отправил малых в дар Гурзуфскому саду.
Парк обустроен так, что каждое из его архитектурных произведений открывается взору не сразу, а после непродолжительной прогулки меж кустов и растений, высаженных в изумительной парковой композиции. Здесь витает дух старины и современности, а у корпуса «Гагаринский» можно даже лицезреть безмятежную скульптуру вождя революции товарища Ленина. Здесь он явно отдыхает, хотя при жизни вождь в Гурзуфе ни разу не был.