Достопримечательности Феодосии которые стоит посетить. Узнайте о самых увлекательных и интересных местах Феодосии, которые обязательно стоит посетить во время вашего пребывания в этом городе на побережье Крыма.
Феодосия — один из самых древних городов Крыма, пропитанный историей, культурой и невероятной атмосферой. Он известен своими прекрасными пляжами, удивительными архитектурными памятниками и удивительной природой. В этой статье мы расскажем вам о том, какие достопримечательности Феодосии стоит посетить, чтобы сделать ваше путешествие незабываемым.
Генуэзская крепость
В XIV веке имела место быть Генуэзская республика, которая в целях обороны Кафы, являющейся одним из самых крупных её крымских владений, выстроила мощное укрепление. Ныне это историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа», который находится на южном побережье Феодосийского залива.
Составляющими укрепления крепости изначально были внешняя часть и цитадель, возведённая вокруг холма в районе Карантина. Крутые склоны, обращённые к морю, выполняли функции первичной преграды в случае нападения врага.
В качестве строительного материала для крепости был использован мраморный известняк. Стены цитадели в 1343 году, когда собственно и была построена Генуэзская крепость, составляли в длину 718 метров, 469 из которых сохранились до нашего времени. При толщине стен, достигающей 2-х метров, их высота была не менее внушительной и составляла 11 метров.
По периметру оборонительное сооружение, насчитывающее более 30 башен, достигало размеров в 5,5 км. Каждая башня была именована либо в честь одного из Римских пап, либо в честь консула, в период правления которого она была построена. Под стенами Генуэзской крепости пролегал глубокий сухой ров, который осуществлял функции не только дополнительного элемента обороны, но также являлся сточным каналом в направлении моря в случае ливневых потоков.
На территории цитадели размещались здания управленческих структур и объектов хозяйственного назначения того времени, образуя за высокими стенами целый город. Здесь находились и консульский дворец, и резиденция епископа, казначейство и здание суда, а также склады и магазины, в которых хранилось не мало таких ценных товаров, как шёлк, меха и драгоценные камни. Для точного веса товаров имелись конторы проверки весов.
На сегодняшний день уцелевшими фрагментами некогда внушительных размеров цитадели являются: часть западной стены, южная стена с двумя башнями, ещё несколько разрозненных башен, пилоны ворот. Вблизи цитадели сохранились несколько церквей, мост и турецкие бани.
Всё это можно увидеть, приняв участие в экскурсии, организованной для всех желающих. Отдых в Феодосии – это ведь посещение не только пляжей, кафе и аттракционов, но и таких интереснейших мест древней Кафы, как Генуэзская крепость. Таким образом, в память об отдыхе в гостеприимной Феодосии вы можете получить не только золотистый загар, но и богатые знания о средневековой истории города, свидетельства которой вам представится возможность увидеть в непосредственной близости, ощутив в полной мере дух давно минувших непростых времён.
Дача Стамболи
На небольшом возвышении, украшая Феодосийскую набережную, на проспекте Айвазовского величественно стоит особняк купца второй гильдии Иосифа Вениаминовича Стамболи. Сын табачного фабриканта, внук Иосифа Стамболи, в честь которого и был, собственно, назван, задумал грандиозное строительство дворца в качестве подарка своей супруге к десятилетней годовщине их свадьбы. По тем временам сумма, потраченная за период с 1909 по 1914 годы на возведение вычурного здания, которая составила более одного миллиона рублей, была поистине огромной.
Дача возводилась по проекту известного петербургского архитектора О. Э. Вегенера. В основу проекта были положены мавританские архитектурные формы. И лишь зимний сад с тропическими растениями и вестибюль содержали элементы классицизма.
Двухэтажное каменное здание, с вычурными орнаментами и броской отделкой, привлекает внимание жителей и гостей Феодосии четырёхярусной башней, двумя куполами и башенками-минаретами, террасами и крытыми галереями, которые в своём оформлении содержат и мрамор, и песчаник, и лепнину, и чеканку, и резьбу по дереву, всем этим передавая сказочный колорит Востока. Кованая ограда украшена повторяющимся элементом звезды и полумесяца, что наводило на мысль, что хозяин дворца или турок, или грек.
Однако, Иосиф Вениаминович Стамболи, чья фамилия, переводимая как «приехавший из Стамбула», на самом деле по происхождению был караимом. Его предки после присоединения Крыма к России эмигрировали в Турцию, что пришлось сделать и Иосифу вместе со всей своей семьёй, но только уже в 1916 году, продав табачные плантации, табачную фабрику и сам дворец, в предчувствии грядущих перемен.
И это было вполне оправдано. Свершилась великая октябрьская революция, сразу после которой Максимилиан Волошин призвал власти снести дачу Стамболи, по его мнению, являющуюся образцом безвкусицы и вульгарности. К счастью, этот призыв не нашёл поддержки. В 1920 году там расположился штаб ВЧК, и во дворе дачи собирали белогвардейцев, приговорённых к расстрелу. Но в основном, как сложилось исторически, особняк купца Иосифа Стамболи на протяжении многих десятилетий использовался по санитарно-оздоровительному профилю. Так в 1921 году там разместилась здравница, которая носила имя то В. И. Ленина, то другого вождя – И. В. Сталина.
В первые годы Великой Отечественной Войны дача использовалась под госпиталь для раненых советских воинов, а во время оккупации – уже для раненых немецких солдат и офицеров, умерших из которых хоронили тут же в прилегающем к особняку нижнем парке. В 90-х годах при участии немецкой стороны были проведении на территории парка раскопки в целях перезахоронения останков немецких оккупантов.
В 1944 году здание дачи временно занял пионерский лагерь. Полное восстановление особняка Стамболи было завершено в 1952 году, после чего в нём разместили девятый корпус санатория «Восход». В пору массовой государственной борьбы с алкоголизмом в период с 1985 по 1988 год архитектурный памятник по совместительству стал наркологическим центром А. Р. Довженко.
Кара-Даг
«Кара-Даг», что в переводе означает «чёрная гора», является уникальным геологическим объектом, единственным в Европе древним потухшим вулканом, который сохранил следы былых извержений. Его рельеф образован лавами и туфами. Растительность представлена тремя поясами: степей, кустарников и редколесья. В Красную книгу занесены более 70 наиболее редких видов флоры. Более 5 тысяч видов фауны Карадагского природного заповедника – поистине бесценное достояние Крыма.
Среди них моллюски, ракообразные, паукообразные, насекомые и позвоночные. 18 видов фауны также пополнили страницы Красной книги. Заповедник, расположенный в вулканическом массиве на территории Юго-Восточного Крыма, имеет общую площадь 2874,2 га, из них суша составляет 2065,1 га, а остальные 809,1 га – это просторы Чёрного моря, обитателями которой являются зелёные, бурые и красные водоросли, такие виды рыб, как ставрида, барабуля, карась и окунь.
И хотя датой создания Карадагского природного заповедника является 9 августа 1979 года, история же его зарождения берёт свои истоки с далёкого 1914 года, когда научный работник московской кафедры физиологии Терентий Иванович Вяземский основывает карадагскую научную станцию, которая позже в 1963 году получит статус Карадагского отделения института биологии южных морей Академии Наук УССР.
Идея создания именно заповедника ещё в 1922 году была озвучена академиком А. П. Павловым. Ныне – это государственный объект, подчинённый Национальной академии наук, научная часть которого состоит из пяти лабораторий, занимающихся эколого-просветительской деятельностью, изучая состояние биоразнообразия, проводя исследования геологического, ботанического, зоологического, гидробиологического и физиологического значения.
При заповеднике созданы Музей природы и две экологические тропы, одна из которых – пешеходная, другая – морская. На территории Карадагского заповедника размещены биостанция, дельфинарий с дрессированными морскими котиками и дельфинами. Надо отметить, что дельфинарий многие посещают вместе с детьми, чтобы не только посмотреть на цирковое представление на воде, но и пройти дельфинотерапию, поплавать вместе с этими очень доброжелательными животными, которых ещё называют «людьми моря».
Ультразвуковая терапия, основанная на излучении сонара дельфина, рекомендована при таких диагнозах, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром Дауна, депрессии и неврозы. При этом данный вид терапии оказывает позитивное влияние на биоэлектрическую активность мозга…
Популярная экскурсия начинается с морской прогулки на катере вдоль живописного крымского побережья по маршруту Феодосия – Судак с проходом через знаменитые «Золотые ворота» .
Впечатления, произведённые загадочным и величественным Кара-Дагом, надолго овладеют вашими мыслями и сердцем…
Картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Несомненно, одной из «визитных карточек» Феодосии является картинная галерея имени Ивана Константиновича Айвазовского. Вся жизнь великого мариниста была посвящена родному городу Феодосии, в котором в 1817 году он родился в армянской семье старосты феодосийского базара Константина Григорьевича Айвазовского, переселенца из Галиции. Настоящие имя и фамилия художника – Ованес Гайвазовский.
В 1845 году по возвращении из плавания на Греческий архипелаг и в Константинополь, И. К. Айвазовский занимается постройкой дома и мастерской в Феодосии, где уже в мае 1846 года устраивает выставку своих картин, после чего в 1847 году ему присуждают почётное звание профессора Академии художеств города Петербурга.
После проведения в 1848 году первой своей выставки в Москве, где художник успевает ещё и жениться, И. К. Айвазовский уже в паре с супругой возвращается на постоянное место жительства в Феодосию в построенный им дом, где и размещена ныне картинная галерея, которая носит имя художника.
Непревзойдённый маринист Айвазовский написал за свою жизнь более шести тысяч потрясающих картин, значимая часть которых посвящена батальным морским сюжетам. Море было неотъемлемой частью жизни художника. В 1865 году на базе собственной Феодосийской мастерской Айвазовским были открыты «Общие Художественные Мастерские». 1880 год явился годом основания Феодосийской картинной галереи.
В 1900 году – в год смерти Ивана Константиновича – галерея, завещанная городу Феодосии перешла в его собственность. Были времена, когда картины переживали трудные моменты. С 1914 по 1918 годы после бомбардировки Феодосии, живописные полотна были перевезены на хранение в Симферополь. В 1922 году галерея открылась для посетителей. С 1941 по 1944 годы шедевры маринистической живописи находились в эвакуации в Ереване.
В настоящее время Феодосийская картинная галерея содержит 417 работ И. К. Айвазовского, а также художественные творения наиболее талантливых его учеников и последователей. Венцом творчества среди произведений, представленных в залах галереи, является полотно «Среди волн», которое, не взирая на внушительный размер (429 см х 284 см), было написано восьмидесятилетним Айвазовским на одном дыхании всего за 10 дней!
Не менее интересны и другие полотна художника: «Неаполитанский залив ночью» (1842 г.), две разные картины под одним лаконичным названием «Море» (годы их написания 1853 и 1864), «Буря» (1865 г.) и другие. В Феодосии 19 апреля 1900 года маэстро, живописующий море, умер во сне, так и не закончив очередное своё «дитя вдохновения» под названием «Взрыв корабля». Гости Феодосии, приезжая на отдых, непременно посещают картинную галерею имени И. К. Айвазовского, оставаясь под огромным впечатлением от масштабности морских пейзажей, несущих мощную энергетику водной стихии, переданную умелой рукой художника.
Перед фасадом нынешнего музея установлен памятник уникальному человеку и художнику с краткой надписью «Феодосия — Айвазовскому». Он, словно радушный хозяин, вышедший встретить желанных гостей, стоит на набережной, недалеко от площади железнодорожного вокзала, строительство железнодорожных путей которого в своё время было инициировано именно И. К. Айвазовским.
Музей Александра Грина
Феодосийский литературно-мемориальный музей Александра Грина, до которого доносится шум волн и свежесть морского воздуха, расположен на улице Галерейной по соседству с картинной галереей имени И. К. Айвазовского. Так называемый музей-корабль будто стоит на якоре в ожидании новых странствий.
И кажется, что в этом доме за столом, обтянутым зелёным сукном, всё также сидит высокий угрюмый человек с романтичной душой, который неповторимо-сказочным лёгким стилем пишет о море, странствиях, любви и высоких порывах человеческой души, унося своих читателей в голубую даль давно минувших дней…
Мемориальный музей А. Грина был торжественно открыт 9 июля 1970 года. Этому событию предшествовали несколько лет кропотливого труда группы людей, истинных почитателей творчества великого русского писателя, который в период с 1924 по 1929 годы проживал в одноэтажном доме в Феодосии, где писал свои удивительные литературные произведения.
В виду того, что после в доме неоднократно сменялись жильцы, к сожалению, на момент зарождения идеи создания музея никакие предметы обстановки, свидетельствующие о жизни писателя, не сохранились. Энтузиасты во главе с замечательным человеком Геннадием Ивановичем Золотухиным, ставшим автором экспозиции дома-музея А. Грина, приложили не мало усилий в поисках экспонатов и уточнении некоторых биографических данных из жизни Александра Степановича Грина.
Позже в 1969 году к проекту создания музея в качестве художественного оформителя присоединился известный художник-архитектор из Москвы Савва Григорьевич Бродский, благодаря творческой работе которого литературно-мемориальный музей А. Грина предстал перед жителями и гостями города именно в таком виде, каким мы видим его и ныне.
Вход в музей оформлен якорем и канатами, одну из внешних стен дома украшает впечатляющий барельеф бригантины, «плывущей» за оградой морской цепи. Обстановка самого дома оформлена в виде кают корабля с соответствующими названиями: «Карта «Гренландия», «Трюм Фрегата», «Ростральная комната», «Кают-компания клипера», «Каюта странствий» и «Каюта капитана».
И лишь кабинет писателя воссоздан с достаточной точностью того времени, когда Александр Грин создавал в нём свои творения: стол, два венских стула, скромная спартанская кушетка, сундук, предназначенный для хранения рукописей, книжные полки, заполненные словарями и произведениями русской и зарубежной литературы, на стенах же разместились гравюры, отображающие морские пейзажи, а у самого окна – кресло для отдыха…
В наши дни в помещении дома-музея проходят художественные выставки, тематические литературные и музыкальные творческие вечера. Экскурсии, увлекательные и запоминающиеся, окутывают посетителей музея романтической атмосферой морских приключений, описанных А. С. Грином.
В своё время феодосийской исполнительной городской властью было принято решение, что все коммерческие объекты, открывающиеся в непосредственной близости от дома-музея писателя, должны носить названия, связанные с произведениями Александра Грина, тем самым сохраняя дух романтизма. А море, рядом с которым находится музей-корабль, лишь усиливает эти впечатления.
Мечеть Муфти-Джами
Одной из архитектурно-исторических достопримечательностей Феодосии, осуществляющих связь времён, является мусульманское культовое сооружение средневековья – мечеть Муфти-Джами, строительство которой осуществлялось турками в период с 1623 по 1637 годы.
Построенная по всем канонам османской архитектуры, и потому внешне очень схожая с мечетями Стамбула, «Муфти-Джами» в плане представляет собой четырёхугольник общей площадью 40 квадратных метров. Бутовый камень чередуется с кирпичной кладкой, окна в два яруса и купол сферической формы, основание которого имеет вид двенадцатигранного невысокого барабана, алтарь на южной стороне мечети с присущим исламской архитектуре михрабом – указателем направления на Мекку – такова архитектурная композиция «Муфти-Джами».
Мечеть имеет три входа: западный, восточный и главный – северный. Через дверь в западной стене по витой внутренней лестнице можно подняться на высокий минарет, имеющий восьмигранную форму и сложенный из тёсаного известняка, или попасть на балкон, протянувшийся вдоль северной стены. Усечённая пирамида минарета с редко расположенными в ней очень узкими окошками имеет острое завершение в виде шатра с металлическими шарами и полумесяцем, являющимися символами ислама, которые так же можно наблюдать, но в несколько меньшем размере на куполе молитвенного зала.
Узорчатые чугунные колонны служат опорой для резного балкона минарета. Некогда, как экспонаты средневековой Кафы, они хранились в феодосийском краеведческом музее, а после были переданы мусульманскому храму. Внутренние стены храма сохранили фрагменты росписи.
По обе стороны северного входа фасад украшают ниши – подобие михрабов, что учёных-исследователей наводит на мысль, что когда-то здесь могла быть пристроенная крытая галерея. К сожалению, до сегодняшних дней не сохранился имевшийся в XVII-XVIII веках при здании мечети мавзолей (дюрбе). В конце XVIII века здание мечети Муфти-Джами принадлежало феодосийской католической общине, которая разместила в её стенах храм Успения армянских католиков.
Благодаря кропотливой работе киевских и крымских реставраторов в 1975 году мечети Муфти-Джами был насколько возможно возвращён её первоначальный вид.
Музей Веры Мухиной
Вера Игнатьевна Мухина – народный художник Советского Союза, русский, отечественный скульптор. Двенадцатого апреля 1985 года открылся музей Веры Игнатьевны на месте, где прошла юность, и начался творческий путь художницы, где она проживала длительное время.
В Феодосии Вера Мухина провела свои детские и юношеские годы, за которые сформировалось мироощущение творческой личности, наконец, именно в Феодосии она получила первые в жизни уроки живописи.
«Рабочий и колхозница», пожалуй, главное и наиболее известное произведений Веры Мухиной. Высота этой скульптуры – 24 метра, вес ее – около 75 тонн; эти гигантские чугунные фигуры в 1937 году поднялись в небо Парижа, — созданы они были для всемирной выставки, проходившей в Париже; они были расположены в Советском павильоне искусства, получили Гран-При – высшую награду и стали символом СССР и символом эпохи.
Творчество Веры Мухиной довольно разнообразно. Она создавала не только монументальные памятники из металла и бронзы, но также монументы из стекла, костюмы, декор для театров, коллекции женской одежды. За одну из женских коллекций художница получила призовую награду в столице Франции, в Париже.
Вера Мухина была также оформителем дизайнов и интерьеров павильонов для международных выставок. Она же – создатель граненого стакана, ставшего известным во всем мире. Ни одна советская семья не обходилась без него. Музей Феодосии в настоящее время представляет удивительную коллекцию различных работ знаменитого советского ваятеля Веры Игнатьевны Мухиной.
Уникален данный музей и тем, что он является персональным музеем Веры Мухиной. В настоящее время, несмотря на то, что творения художницы представлены в разных музеях – в Третьяковской галерее, в музеях Нью-Йорка, Ватикана лишь в Феодосии находится персональный музей творца советской эпохи. В Феодосии начиналась творческая карьера веры Мухиной, в Феодосии хранится и изучается наследие художницы, бережно хранится здесь и память об этой удивительной женщине.
Музей планеризма в Феодосии
На горе Клементьева расположен музей отечественного планеризма. Экспозиция, рассказывающая об истории Высшей летной планерной школы, об известных авиаконструкторах, замечательных пилотах, которые побывали на горе Клементьева, расположена в четырех залах.
Двадцать шестого апреля 2009 года в ЦПС — Центре планерного спорта «Коктебель», Который расположен на горе Клементьева был открыт музей истории планеризма. Со времени создания этого музея его неоднократно переносили в разные места Коктебеля и Феодосии. ЦПС «Коктебель» стал последним местом его экспозиции. Заведующей музеем, Любовью Сорокиной-Печерикиной, которая создала на горе Клементьева и в Коктебеле несколько музеев планеризма, подготовлена и новая экспозиция.
Юрий Рендель, зам. директора ЦПС «Коктебель» заметил, что в помещениях, которые были выделены сначала, разместить весь материал по истории планеризма, который представила Сорокина-Печерикова, оказалось невозможно.
Сорокина-Печерикова на протяжении нескольких десятилетий собирала чрезвычайно интересные экспонаты, фотографии, документы, которые представляют немалый интерес для посетителей, — сообщил Ю.Рендель.
В связи с этим, Борис Небреев – директор ЦПС «Коктебель» выделил в распоряжение музея дополнительные площади, освободив в одном из корпусов этаж. И хотя остро ощущалась нехватка финансов, были отремонтированы и перепланированы помещения для музея. В настоящее время музей расположен в четырех уютных залах.
Арцеулову Константину, который открыл это уникальное место, посвящен первый зал; планеризму, зарождающемуся и развивающемуся в двадцатые-тридцатые годы и горе Клементьева посвящен второй зал; третий – знакомит с деятельностью Сергея Королева, Олега Антонова, Сергея Ильюшина, Андрея Туполева и др.авиастроителей. известным летчикам, начавшим путь в небо с горы Узун-Сурт; четвертый зал посвящен современному парашютизму и планеризму. Планеры, которые когда-то летали над горой Клементьева, также выставлены в одном из ангаров ЦПС.
Юрий Михайлович рассказал, что в возрождении музея активное участие принимали и парашютисты СПК «Пара-Крым», под руководством Андрея Изотова, а также сотрудники турфирмы «Пара-Крым-Тур», главой которой является Алла Небреева.
Музей денег
Деньги – такой неотъемлемый и значимый элемент жизни, какие б не были времена. Они – «свидетели» развития той или иной эпохи во всех направлениях: будь то экономика, политика, область культуры или финансов.
Феодосия – один из древнейших городов Крыма, период основания которого историки предположительно относят к середине 6-ого века до нашей эры, когда прошла первая волна переселения жителей Ионии.
После второй волны поселения колонизаторов в 4-ом веке до нашей эры город вошёл в состав Боспорской державы, став колонией милетян, и получил название Феодосия, что означает «Богом Данная». На древних монетах того периода чеканки собственных монетных дворов имеются надписи «феодео», «феодос» и можно разглядеть на лицевой стороне некоторых из них изображение мужской головы, что даёт историкам основание предположить, что название Феодосия, возможно, производное от мужского имени Теодеос, где составляющая «тео» означает «божество».
Эту гипотезу подтверждает и более позднее название города – Теодосия. На некоторых монетах угадывается изображение Аполлона, являвшегося верховным богом на Боспоре и покровителем колонистов. На монетах более поздней чеканки уже присутствуют несколько другие надписи: «феудо» и «феу».
Первым пристанищем коллекции древних монет стал Феодосийский Музей Древностей, открытый в 1810 году, директором которого являлся первый городской голова Г. Галера – страстный нумизмат. Изначально в основу экспозиции легла коллекция медных римских монет местного купца Дживарджи, насчитывавшая более сотни единиц.
Нумизматические экспонаты музея позже пополнялись дарами знатных персон. Наиболее значимую роль в собрании монет сыграл второй директор Музея Древностей О. Ф. Ретовский, за двадцатидвухлетний период деятельности которого Феодосия получила статус одного из основных нумизматических центров России. Однако достаточно существенная часть коллекции со временем была продана Эрмитажу, часть – пополнила собрания монет известных заграничных нумизматов, часть – была утеряна в годы Великой Отечественной Войны в период оккупации.
Экспозиция разбита на 7 отделов, где седьмой – это библиотека со специальной литературой. Наряду с древнейшими экспонатами времён принадлежности Феодосии Боспорской державе, периода заселения Генуэзцами и татарами, в Музее Денег продемонстрированы также современные денежные знаки разных стран.
Посетив музей, вы погрузитесь в историю средневековой Феодосии, полную интереснейших событий.
Фонтан Айвазовского
Феодосия имеет несколько визитных карточек, и одной из таковых является фонтан Айвазовского, открыт после того, как известный маринист подарил городу субашскую воду.
С водоснабжением трудности город испытывал давно; катастрофически не хватало пресной воды. В 1887 году, в июле в Феодосии гостил А.П.Чехов; в своих письмах он писал, что в Феодосии нет деревьев и травы. Однако через год эту проблему удалось решить. Для того чтобы улучшить городское водоснабжение, Иваном Айвазовским было подарено городу ежесуточно пятьдесят тысяч ведер воды из имения Су-Баш.
Водопровод строился весной-летом в 1888 году, на сооружение его было потрачено городом 231689 рублей, сумма по тем временам весьма внушительная. Вода в город поступила в сентябре. А первого октября того же года, состоялось официальное открытие водопровода, пуск фонтана, который построили на Новобазарной площади. Фонтан этот спроектировал Айвазовский, и он же вложил средства в его сооружение. Закладка фонтана была осуществлена двенадцатого сентября 1887 года.
Городской думой предполагалось наименовать фонтан в честь Александра III. Необходимые документы в связи с этим подготовили и разослали по соответствующим инстанциям. Городскими властями еще до принятия решения была подготовлена закладная плита с надписью: «Императора Александра». Но в сентябре 1888 года Высочайшим Указом было велено присвоить имя художника И.К.Айвазовского. И на закладной плите фонтана появилась иная надпись «И.К.Айвазовского».
Средств на новую плиту не хватало, и в связи с этим приняли постановление удалить центральную часть плиты с надписью, и поместить блок с новым текстом. Присматриваясь внимательно к закладной плите, можно заметить, что перед первой буквой в имени Айвазовского видны элементы буквы «И» большего размера, от слова «Императора», о после окончания начертания имени — детали буквы «А» от слова «Александра».
Воду из фонтана потребляли бесплатно, а за пользование водопроводом плата взималась. Над краном, по центру фонтана была кружка серебряная, на ней – надпись: «пейтеза здоровье Ивана Константиновича и его семьи». Позже, у фонтана появился павильон в восточном стиле ( здание это не сохранилось до наших дней); слева была расположена чебуречная, справа – шашлычная. Кафе имело название «Фонтанчик». В теплую пору прямо под открытым небом, за оградой устанавливали столики. В конце 19-нач.20 веков среди горожан этот уголок города был особенно популярен. Частенько можно было здесь встретить и самого Айвазовского, а также других известных горожан.
Храм Святого Сергия (Сурб-Саркис)
Феодосию с давних времён населяли представители разных народностей и культур. Одним из архитектурных памятников средневековья является армянский храм Святого Сергия (Сурб-Саркис), построенный в 1363 году, хотя некоторые из историков до сих пор оспаривают данный факт, считая, что эта наиболее выдающееся творение армянского зодчества было основано значительно раньше, ещё до появления в Крыму Генуэзцев.
Архитектурной особенностью церкви являются хачкары, что переводится как «крест-камень». Это каменные плиты, которые содержат надписи на армянском языке и изображения крестов. В средние века при храме была организована одна из крупнейших школ, где велось обучение художественному искусству гравюры и миниатюры.
В 1888 году после пережитого пожара Храм Саркиса подвергается перестройке, о чём свидетельствует надпись на армянском языке, исполненная на плите, встроенной над самой дверью. Великий маринист И. К. Айвазовский, будучи по национальности армянином, и в 1817 году принявший церковный обряд крещения именно в этом храме, значительно профинансировал работы по его восстановлению.
Для художника Храм Святого Саркиса стал родным. Здесь он венчался, здесь же его в 1900 году и отпевали, похоронив в ограде этого храма на древнем армянском кладбище, тем самым, исполнив волю своего прихожанина И. К. Айвазовского, в своё время принесшего в дар храму несколько икон, наиболее интересные из которых – это «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Моление о чаше» и «Богоматерь с младенцем». В настоящее время перечисленные иконы хранятся в картинной галерее имени И. К. Айвазовского. Некогда украшавшую вход в храм ореховую дверь со сложной изящной резьбой сейчас можно увидеть в качестве экспоната в Эрмитаже, где выставлена одна из её половинок, и в Феодосийском музее Древностей, где демонстрируется вторая.
Архитектуре храма присуща простота и лёгкость. Здание имеет оригинальную планировку, отличаясь объёмностью и просторностью помещений. Стены храма сложены из крупных известковых блоков. Выступ алтаря, обращённого на восток, полуциркульный свод с двускатной крышей, два зала и предел, соединяющий звонницу с церковью, образуют в целом архитектурную композицию, выдержанную в истинно армянских традициях. Звонница построена значительно позже самой церкви и имеет вид беседки с причудливым орнаментом. Купель украшена резьбой по камню. У входа в храм по обе стороны двери – два григорианских креста.
Расположенная на пересечении улиц Тимирязева и Айвазовского, церковь Сурб-Саркис, действующая и в настоящее время, принадлежит армянской общине, на протяжении многих лет привлекая внимание людей разных национальностей, приезжающих на отдых в Феодосию со всех уголков мира, которых интересует древняя история и своеобразная архитектура средневековья.