Дача Стамболи – это первое яркое впечатление прибывших в Феодосию туристов, если мы говорим о пассажирах поездов, маршрут следования которых заканчивается в этом чудесном городе.
По мере приближения к вокзалу виды Феодосии меняются: пляжные бунгало и гостиничные дома остаются позади, а взору смотрящих из окна поезда предстают сначала городские «хрущевки», затем более солидные постройки, а после — старинные особняки. Но истинный восторг впервые прибывших в Феодосию, желание поскорее сойти на перрон и отправиться по городу вызывает яркий восточный облик одного чудом сохранившегося строения, о котором интересно узнать подробнее.
А уж увидеть его своими глазами!..
Дача Стамболи: начало истории
Дворец-дача Стамболи — хранитель летописи Феодосии, да и всего полуострова Крым, за последние более чем сто лет. Нет ни одного события в новой истории, которое не нашло бы отражения в этих стенах. От экономической стагнации царской России в Первую мировую до развала Советского Союза, от лихих девяностых, впустивших эти стены дельцов в малиновых пиджаках, до своего восстановления в наши дни – все это украшенные фресками стены готовы нам поведать. Устами бессменных, преданных своему делу историков — краеведов города Феодосии. А мы, простые туристы, лишь вторим им. И делимся впечатлениями, полученными в этом Городе Тысячелетий.
Дача Стамболи буквально с кладки первых камней своего фундамента взбудоражила крымскую элиту. Все говорили о невероятном размахе проекта, воплощение которого стоило более миллиона рублей – безумных по тем временам денег!
У всех на устах было имя владельца будущего дворца – потомственного фабриканта, купца второй гильдии Иосифа Вениаминовича Стамболи.
Его дед, передавший потомкам не только редкую фамилию (Стамболи переводится как прибывший из Стамбула), но и табачную фабрику, приносящую солидные доходы семье, не был турком по происхождению. Он был караимом, уроженцем здешних мест, но в интересах дела семья хранила интригу о происхождении своего рода и фамилии. И появление проекта дачи – с характерными восточными фресками, минаретами, фонтанами и золотым полумесяцем со звездами на кованой ограде – лишь добавило загадочности, а значит, и интереса к фамилии Стамболи, приумножив и без того солидные капиталы фабрикантов.
Вдоль Феодосийской набережной в начале прошлого века предпринимателями была скуплена вся земля (начиная от музея Айвазовского до дачи Стамболи), и достаточно дорого. Власти города в то непростое время искали столь нужных казне денег, и участки у самого побережья стали хорошим решением. Появился и начал застраиваться Екатерининский проспект, переименованный в советский период в проспект Ленина. Сейчас мы знаем его как проспект Айвазовского. Основной период его застройки – 1908-1912 годы. Но Дача-Дворец Стамболи завершилась строительством только в 1914-м году.
Иосиф Стамболи приобрел свой надел вместе с двумя старшими братьями, которые также приступили к строительству особняков по соседству, но куда более скромных. Дачу, которую сразу же нарекли Дача Стамболи, Иосиф якобы задумал как подарок своей супруге к десятилетию их семейной жизни. Но сроки постройки и юбилейная дата здорово рознятся (Стамболи только в 1911 году женился), потому правильнее считать, что дача задумывалась не как подарок, а как семейное гнездо. Хотя проект красноречиво свидетельствует о безмерной любви Иосифа к своей супруге, которая подарила ему здесь двух дочерей.
Над проектом работали архитектурные светила той эпохи – главный архитектор Ялты, автор проекта Ливадийского дворца Николай Петрович Краснов и именитый петербуржский и крымский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер, оставивший немалый творческий след в архитектурных шедеврах Крыма.
Основной замысел, который был воплощен в строительстве Дачи Стамболи – яркие элементы испано-мавританского стиля во внешнем облике и внутреннем убранстве. Вегенер привнес сюда также модные и весьма своеобразные элементы крымского модерна. Таким образом Дача-Дворец Стамболи включила в себя все новаторства того времени, и вместе с тем предстала в самой настоящей роскоши Востока — с позолотой, орнаментом, мозаичными окнами на четырехъярусной башне, куполами, крытыми галереями в обрамлении диковинных растений сказочного зимнего сада…
Песчаник и мрамор, лепнина и чеканка, резьба по дереву и фрески – все это, удачно сочетаясь, явило собой облик одного из самых необычайных творений архитектуры начала ХХ века.
Но прожила семья Стамболи в этой роскоши всего три года. Грянула революция, дача Стамболи подверглась, как и все вокруг, нещадной разрухе. Уже на глазах своих владельцев красноармейцы крушили произведения искусства, ломали инкрустированную мебель из редких пород дерева и топили ей печь. Семья в полном отчаянии покинула стены своего дома зимой 1918 года. Их путь, путь эмигрантов, лежал в Турцию – как когда-то их деда, не принявшего вхождение Крыма в состав России.
В контрасте событий
Архитектура словно бы наделила Дачу Стамболи яркой и во многом контрастной судьбой. Здесь сотнями лечились и, окрепнув, отправлялись вершить дела и судьбы. Сотнями же здесь, в спиленных под кладбище садовых рощах, обретали вечный покой… Здание призывали разрушить до основания, а столетие спустя прозвучал призыв восстановить его в полном историческом облике. Бесовские оргии устраивали здесь бандитские кланы девяностых, а вскоре в этих же стенах изгоняли бесов из погрязших в алкогольном чаду заблудших душ.
Чуть подробнее обо всем этом.
После того, как Дача Стамболи была оставлена ее хозяевами, прозвучал призыв Максимилиана Волошина снести этот «объект вульгарности и полнейшей безвкусицы». Однако новая власть не стала исполнять требование именитого художника, а напротив, разместила на Даче Стамболи штаб ВЧК. Начиная с 1920 года там денно и нощно выбивались показания из пленных белогвардейцев, а затем выносились расстрельные приговоры.
Довольно скоро с «белыми» в Феодосии было покончено, и профиль учреждения поменялся радикально: было принято обосновать в этих стенах бесплатный санаторий для красноармейцев и рабочих. В 1921 году санаторий, называвшийся то именем Ленина, то именем Сталина, принял первых пациентов, и работал в этом качестве до оккупации Крыма фашистскими захватчиками в конце1941- го.
Вражеская 132-я пехотная дивизия Фрица Линдеманна основала здесь свой госпиталь, и здесь же, в нижнем парке Дворца, нещадно вырубаемом, производила захоронения своих солдат и офицеров. Памятная стела, которую установили немцы, свидетельствовала о почти полутора тысячах захороненных здесь немецких солдат.
После освобождения в апреле 1944 года города от захватчиков кладбище сравняли с землей и на его месте вновь был высажены деревья (в 90-е годы по запросу Германии останки из немецких захоронений были переданы на историческую родину).
В том же году в здании Дачи Стамболи обосновался временный детский центр – пионерский лагерь.
В послевоенные годы активно велась реконструкция особняка, но о восстановлении его изначального облика речи не шло. Сохранились фрагменты былой роскоши во внешнем фасаде корпуса, внутри же все было подчинено идее советского конструктивизма. С 1952 года вплоть до развала Союза здесь размещался девятый, замыкающий корпус всероссийского санаторного комплекса «Восход», который занимал все здания особняков проспекта, начиная от железнодорожного вокзала.
Правда, в середине восьмидесятых в рамках борьбы за трезвость корпус был перепрофилирован в клинику для лечения алкогольной и наркологической зависимости, и центр «ДАР», или клиника Довженко Александра Романовича, долгое время была на слуху у всей страны. По сути – это основоположник платной медицины в тогда еще Советском Союзе. И лечились тут зачастую куда как непростые персоны…
Затем, в девяностые, здесь возник и быстро лопнул, обанкротившись, коммерческий банк. Таких «банков», точнее-финансовых пирамид, в те времена развелось предостаточно.
Здание прибрали к рукам дельцы из криминального бизнеса, они организовали здесь элитный ресторан и отель для приятного времяпрепровождения состоятельных гостей. Городская, да и не только, элита тех лет считала это место своим ключевым бизнес-центром. Сложно даже представить, каких оттенков малиновых и красных пиджаков навидались тогда стены особняка! Даже мраморный фонтан, чей шепот струй затенял секретные беседы в саду, был отреставрирован – впервые за много десятилетий!
Статус заведения, как и малиновые пиджаки, со временем канул в Лету, и обычное городское кафе обосновалось здесь вплоть до новейшей истории Крыма, когда он вновь стал российским.
Послесловие. Музей.
Сегодня Дача Стамболи – объект культурного наследия, с 2016 года там, согласно Федеральной программе, ведется реставрация, как и в Картинной галерее И. К. Айвазовского.
В 2024 году, к 110-летию объекта (строительство Дачи-Дворца Стамболи завершилось в 1914-м), планируется завершение реставрационных работ.
И феодосийцы, и многочисленные любители крымских достопримечательностей с нетерпением ждут этого эпохального события. По проектам, Дача Стамболи должна предстать в полной историко-архитектурной первозданности. И многое уже сегодня говорит о том, что так оно и будет – фасадный ансамбль уже отреставрирован, правда, еще за строительными лесами, но увидеть-таки его можно.
Внутренние работы (они проводятся с 2019 года) пока вне зоны просмотра. Но ждать осталось совсем немного.
Пока же хочется сказать огромное спасибо историку-краеведу Игорю Ткачеву за организацию Музея истории дачи Стамболи, а так же за Музей подводной археологии, основанный им и его сподвижниками в части здания Дачи Стамболи. Благодаря этому народная тропа к монументальному строению – свидетельству нашей истории – не зарастала все годы и месяцы реставрации. А интерес к объекту становился все выше.