Массандровский дворец в Крыму разительно отличается от других южнобережных дворцов, усадеб и вилл. Когда он предстает перед вашим взором, возникает ощущение, что вы словно по мановению чьего-то волшебства оказались в сказке. Архитектура дворца, обрамляющие его лужайки и газоны — все это погружает в безмятежность и какую-то отрешенность от прочего мира.
Хочется находиться здесь, в этой сказочной идиллии, бесконечно долго, бродить меж кустов роз и слушать пение птиц… Почти по Андерсену!
Но история этого сказочного дворца не столь безмятежна, и в ней прослеживается нечто необъяснимое.
Массандровский дворец в Крыму: роковое начало
В исторических сведениях не так много информации о первых хозяевах этих земель и владений. Но известно, что долгой и счастливой обителью они ни для кого не стали.
Первый обладатель этого поистине райского места — контр-адмирал Карл Массау-Зиген получил Массандру в дар от Екатерины II, за доблесть и отвагу, проявленные в Очаковском сражении. Но он предпочел отбыть на родину предков, не прельстившись великой императорской честью.
Последующих владельцев стал преследовать злой рок: эскизы строений оставались лишь на бумаге, а их архитекторы и владельцы земель скоропостижно погибали по разным причинам. Так случилось с автором первоначального проекта и впоследствии – с двумя, почти завершившими строительство дворца, его хозяевами.
Скалистые склоны, источники, хвойный лес и знаменитые гроты Массандры – все это манило к себе, вдохновляло и вместе с тем становилось поистине роковым влечением…
Следующий владелец не мог преодолеть мистического страха перед уже воздвигнутым строением и, проводя здесь светлое время суток, на ночь покидал его. Но и ему не удалось избежать внезапной трагической гибели.
Не принимая прежние обстоятельства в расчет, поместье приобретает граф Воронцов, губернатор Новороссии. Его вдохновляет неповторимый пейзаж и гармония Верхней Массандры, он видит здесь свою почтенную старость в окружении детей и внуков.
В 1881 году по его приглашению французский архитектор Бушар приступает не просто к реконструкции, а к новому проекту дворца. Это отсыл к эпохе французского ренессанса, стилю короля Людовика ХIII, уместного среди живописных массандровских пейзажей.
Но увы, столь вдохновенный проект и на сей раз не находит желаемого воплощения. Архитектор Бушар, внезапно простудившись, умирает. Сам же граф Воронцов, известный военной доблестью генерал, просвещенный реформатор, исследователь, ученый-археолог, так и не оставив потомства, тоже уходит из жизни через год после начала строительства.
Семь лет поместье, овеянное незавидной славой, стоит в отрешенности и запустении.
Любимое детище Александра III
В 1889 году имение приобретается для царской семьи. Император Александр III проникся этим местом и кажется, на сей раз оно тоже приняло своего великого – во всех смыслах – хозяина.
Как известно, тринадцатый российский император обладал богатырским телосложением и добрым нравом. Был набожен, патриотичен и миролюбив. Эти черты нашли свое отражение в обустройстве всего имения – император, утвердив эскизы постройки, с воодушевлением принялся за садово-парковое преображение, самолично выбирая место под аллеи, газоны и грядки для огородных культур. По свидетельствам очевидцев, его можно было застать здесь с лейкой или, к примеру, с трогательным пучком мелиссы.
Что же касается самого дворца, достроить который было поручено лучшему, пожалуй, русскому архитектору того времени Максимилиану Месмахеру. Его работы — в облике северной столицы, одна из них – это Исаакиевский собор.
И именно его творение мы видим сегодня в Массандре. С особым изяществом ему удалось совместить здесь множество стилей и создать тот самый сказочный дворец, который предстает в колоссальном множестве элементов, деталей, в сочетании разных интерьеров. При этом он совсем небольшой, в три этажа. Однако стрельчатые своды добавляют ему величественной стати, а фасады, облаченные в игривую роскошь балюстрад, балконов и скульптур, придают ему не столько помпезность, сколько, напротив, легкость и понятную красоту.
Фасады и инженерную пристройку украшает цветная метлахская плитка, что композиционно связывает все элементы дворца. С восточного фасада строится подпорная стена, украшенная львами, из пастей которых бьют фонтаны. Крыльцо охраняют скульптуры сатиров и химер.
Вообще Максимилиан Егорович талантливо объединил концепцию сада и самого дворца множеством архитектурных деталей, добавив романтизма мрачному некогда строению. На придворцовой части парка можно было насчитать около тридцати скульптур, большей частью из древнегреческой мифологии. Над ними работали именитые мастера: скульптор Клаути Улис. Карл Гвиди, Александр Бауман.Это своего рода хранители места, но вместе с тем и его великолепие. До наших дней на фасадной части дворца сохранились сатиры, драконы и сфинксы – всех по паре.
Но стоит заметить, внутри дворца, по просьбе самого императора, частично воссоздан стиль допетровских царских покоев с низкосводчатыми потолками, которые, казалось бы, едва вмещали в себя рослого императора. Витражи и резное дерево добавляли сходство с убранством русского терема, которому император, будучи патриотом, воздавал дань почтения. Однако в покоях императрицы интерьер воссоздан во всем благородстве и великолепии ее вкуса.
Великолепный проект также не был доведен до конца: детские комнаты третьего этажа так и остались необустроены. В 1894 году жизнь Александра III обрывается, преемник Николай II считает своим долгом перед родителем завершить реконструкцию дворца. На это у него уходит семь лет, но семейным гнездом Массандра для последнего русского императора так и не стала – царская семья предпочитала останавливаться здесь лишь на кратковременный дневной отдых.
Массандровский дворец сегодня
Сегодня, по счастью, нет ни единого предрассудка в отношении этого великолепного памятника архитектуры, памятника истории, напрямую связанного с династией русских царей, и просто великолепного уголка красивейшей крымской природы. Массандра, раскинувшаяся между скалистыми уступами Никитского отрога и склоном хребта Ямалах-Сырт, манит к себе все новых и новых исследователей Крымского южнобережья.
Неслучайно в советское время здесь расположилась правительственная дача, где отдыхали и наслаждались красотой мест крупные партийные бонзы. Дачей Сталина Верхнюю Массандру называли едва ли не до наших дней. И по сей день часть ее относится к легендарной ДУСи (госуправделами первых лиц государства). Именно это и помогло дворцу сохраниться в почти первозданном виде.
Какое-то время здесь работал и институт вина и виноделия, поскольку Массандра была и остается непревзойденным винодельческим символом Крыма и всей России. В наши дни виноградники Массандры обрели новую жизнь, существенно влияя на развитие региона и его экономику.
В годы Великой Отечественной войны – это госпиталь, ну а сегодня Массандровский дворец в Крыму имеет статус музея и является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея заповедника.
Такова история этого дворца, который с каждым годом становится все более посещаем, и в рейтинге туристических маршрутов едва ли уступает Ливадийскому или Воронцовскому дворцам. Но так было не всегда, впрочем, и статус музея получен не так давно.
Но именно здесь можно проникнуться очарованием места, очарованием, покорившем некогда русского князя и русского императора. Насладиться видами дворца, пройти по его анфиладе комнат, сохранивших атмосферу царского быта, и постоять, как некогда Император, у кустиков розмарина, ловя его разлитый в воздухе аромат…
Добраться к Массандровскому дворцу можно по трассе Ялта-Алушта. Если это маршрутное такси – вам остановят в нужном месте, за поселком Массандра.
Если путешествуете на авто – примерно там же придется припарковаться и пройти вверх по склону с указателями немногим более километра.
Обязательно посетите Массандровский дворец, чтобы как можно полно проникнуться великолепной атмосферой Южного берега Крыма.