Форос: место для лучших впечатлений
ФоросФорос

Форос, как и весь Южный берег Крыма, сам по себе прекрасен: мягкий климат, море, горные пейзажи с удивительной растительностью… История у этих земель богатейшая, поскольку представители самых ярких культур и цивилизаций оставили здесь свой след.

Форос: место для лучших впечатлений 2

В каждом южнобережном поселке и городе есть свои места, повествующие о людях и истории. Они рукотворны и необычайно красивы, поскольку Крым вдохновлял лучших творцов на истинные шедевры. Туристы, не успев еще насладиться морем, спешат их увидеть. В Форосе многих ожидает настоящее культурное потрясение –  здесь, помимо прекрасных пляжей и природной гармонии, живы многие творения былых мастеров…

Форос – былая крепость

Форос. Две с половиной тысячи лет, по утверждениям историков, царят в этом месте житейские страсти, хотя свидетельств куда более раннего проживания здесь древних племен и народов у археологов тоже достаточно!

В первых годах от Рождества Христова здесь были основаны греческие провинции, которые затем перешли под правление римских наместников.  

Вскоре наступили времена итальянских, точнее, генуэзских вельмож, основавших здесь свои портовые верфи и средневековые поселения.  Конечно же, возвели свою Генуэзскую крепость и назвали ее Фори, разрушенную османами после захвата южного побережья Крыма в 1475 году.

Торговля через многочисленные морские пути, налаженная еще генуэзцами, столетиями приносила полуострову богатства и славу, и это во многом объясняло неистовость масштабных крымских сражений. Форос был одним из крупнейших торговых портов на побережье, он процветал и прирастал все новыми усадьбами генуэзской знати.

Период правления османов, захвативших полуостров в середине 15 века, изменил облик и быт места. Здесь стали пасти скот и в большей степени заниматься сельским хозяйством, нежели торговлей. Однако в порты заходили торговые суда, и базары у пристаней все так же шумели дни напролет. Невольников здесь тоже предлагали к продаже. Работорговлю удалось изжить лишь после присоединения Крыма к России указом Императрицы Екатерины II в 1783 году и победы русской армии в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Форос: место для лучших впечатлений 4

Изменения грядут здесь повсеместно.  Земли Южного берега Крыма  переходят по указу русской императрицы во владение князя Потемкина, здесь начинается новый виток развития и строительства. Однако Форос оказывается территорией спорной, не столь однозначно относящейся к даруемым князю владениям. И передается обергофмаршалу К. А. Нарышкину, чьи предки верой и правдой служили еще Петру I. Кирилл Александрович, ярко проявивший себя в делах как военных, так и политических, с благодарностью принимает этот дар от Александра I. Памятуя о том, что земли эти – «жемчужины в короне Императрицы Екатерины», он возлагает на себя высокие обязательства по землеустройству Фороса, в те времена – небольшого поселения, сокрытого средь виноградников и поистине райских красот крымской природы.

Но волею судеб свершения эти творятся усилиями уже другого владельца мест – Александра Григорьевича Кузнецова, архитектурно-историческое и духовное наследие которого живет в Форосе и поныне.

Наследник чайной империи

Знаменитая Форосская церковь, чудесный Форосский парк и неповторимая усадьба Кузнецова под его сенью – вот те рукотворные чудеса, созданию которых посвятил последние десять лет своей недолгой жизни богатейший купец и меценат того времени Александр Кузнецов (1856-1896).

Форос: место для лучших впечатлений 6

Свою чайную империю он получил как продолжатель семейной династии. Но успех дела существенно приумножил, и венцом своей предпринимательской славы сделал форосское имение, которое приобрел в 1885 году.

Форос: место для лучших впечатлений 8

Основал чаеторговлю еще дед Александра Григорьевича – Алексей Семенович Губкин, живший в уральском городе Кунгур. Он поставлял чай по Великому чайному пути из Китая на крупнейшие российские ярмарки.

В бытность же Кузнецова дело разрослось до пяти чаеразвесочных фабрик в Москве и за ее пределами, торговые обороты заметно прирастали. К чаю добавилась торговля китайским фарфором, столь модным и востребованным предметом роскоши того времени.

По рекомендации врачей (к 30 годам у него проявилось наследственное заболевание легких),  в зимние периоды Александр Григорьевич оставляет Москву и проводит время в Крыму. Довольно скоро он и вовсе решает оставить столицу, приобретает в Форосе 300 гектаров бывших нарышкинских владений и со свойственной ему самоотдачей и пылкостью души принимается за их обустройство.

Не жалея ни средств, ни сил, Кузнецов буквально до последнего дня своей жизни создает новый облик не просто своего владения, но и всего Фороса. Он убежден – в столь красивом месте, который сам он называл своим Парадизом, не может быть ничего, кроме союза красоты рукотворной и природной.

Отрадно, что его вдохновенные идеи,  воплощенные руками великих скульпторов того времени, пережили годы войн и разрух, смену эпох, безвременье, но все же дошли до нас. Лишенные броскости, китча, строения эти тем не менее восхищают, заставляют осмыслить тот смысл бытия и высокие замыслы тех, кто жил здесь почти полтора столетия назад…

Шедевры Кузнецова

Прибывшие в Форос туристы порой не ставят цели посетить усадебный дом Кузнецова, ставший центральной частью Форосского дворцово-паркового комплекса. Но непременно встречают это величественное строение посреди парковых аллей. И начинают свое настоящее знакомства с историей места.

Форос: место для лучших впечатлений 10

В 1888 году по проекту именитых архитекторов Карла Эшлимана (автора знаменитых Байдарских ворот на трассе Севастополь – Ялта), и Николая Тарасова в центре приобретенной усадьбы Кузнецов начинает строительство усадебного дома. Столь же роскошного, сколько и сама усадьба, преобразованная им в невероятной красоты парк.

Здание в стиле итальянского классицизма, простой строгой формы с большими окнами в обрамлении изящных балконных конструкций. Массивные резные двери из дуба сохранены почти идеально; в помещениях – мраморные камины и лестницы, итальянский паркет, настенные пейзажи кисти знаменитого художника-пейзажиста Юрия Клевера.

Форос: место для лучших впечатлений 12

На террасе стоят чугунные вазы, отлитые уральскими металлургами – дань памяти родным местам Александра Кузнецова.

Стоит сказать о том, что богатое убранство, равно как и архитектура дворца, стоила его владельцу немалых денег. Но несопоставимой ценностью для него являлась сама панорама места. Действительно, вид из любого окна строения необычаен. Здесь бывали на отдыхе и трудились великие творцы прошлого столетия – писатели, художники, актеры. Известно, что именно здесь Максим Горький с Шаляпиным работали над созданием биографической повести великого русского певца.

В разное время здание служило разным чинам и ведомствам. Была здесь и библиотека, и гостиница, и чиновничий корпус. Ныне это открытый для посетителей музейный корпус.

Трудно представить, что небывалой красоты парк в 30 гектаров, над ландшафтной композицией которого работали Ю. Клевер, а также садовод Е. Альбрехт и кандидат агрономии И. Янин, был когда-то дикорастущей чащей южного леса. Однако Кузнецов получил во владение уже достаточно окультуренную территорию. Но создал он в ней настоящее чудо! Достаточно сказать, что из разных стран сюда было доставлено свыше двухсот видов экзотических, невиданных в ту пору кустарников и деревьев. Сохранились здесь и многовековые дубы, которым сегодня по 6-7 столетий, и иные реликтовые растения.

Парк поделен на три нисходящих яруса, и в среднем, центральном, создан настоящий райский сад – Парадиз — место, которое очень любил хозяин усадьбы. Там били изящные водопады, а в прозрачных  фонтанах плавали диковинные рыбки. Покрывало из тропических растений давало желанную тень и благоухание, райские птички собирали нектар с цветов…

Форос: место для лучших впечатлений 14

Часть этой красоты сохранена, по ней можно прогуляться, и осмотрев диковинные сады, спуститься к нижнему ярусу парка, граничащему с набережной.

На самой же высокой части  Форосского парка, на одном из крутых утесов, стоит Храм Воскресения Христова. Его возведению Кузнецов посвятил, казалось, всего себя. Так вышло, что  через три с половиной года после окончания строительства Александр Григорьевич окончил свой земной путь. Ему было только 40 лет.

Форос: место для лучших впечатлений 16

Храм был заложен в честь спасения семьи императора Александра III при крушении поезда в 1888 году. Строительство велось с 1889 по 1892 годы. Автор проекта Храма – архитектор Николай Чагин.

Сегодня храм снова действует. Он предстает перед прихожанами практически в полной первозданности, великолепном и дорогом убранстве. А ведь были годы, когда былое его величие  сменились обезличенными стенами советской столовой, где работа котлов и кухонных печей затеняла слоями копоти работы итальянских мастеров.

Для убранства построенного храма Кузнецов выписал из европейских мастерских итальянскую мозаику, каррарский мрамор, редкие породы камня и дерева, из которого мастера создавали богатый резной иконостас. Мозаичный пол и фрески – творение рук итальянских умельцев из мастерской знаменитого Антонио Сальвиатти. Они, по сути, воссоздавали античную мозаику древнего Херсонеса. А сама архитектура храма близка к облику старинных московских церквей.

Возвеличило убранство позолота иконостаса, мраморные колонны и подоконники.  Росписью стен занимались  именитейшие  живописцы, в числе которых — Константин Маковский, Алексей Корзухин, Николай Сверчков. К реставрации храма приступили в девяностые годы прошлого столетия. Сегодня он – гордость и главный духовный символ прекрасного Фороса, который словно парит в гармонии неба, моря и прекрасной земли Южного Крыма..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *